Доступная среда

Паспорт Доступности Сказка.docx

План мероприятий. Сказкаdocx.docx

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

    Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

    Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

    В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. В группах ДОУ могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

    sm Инвалиды с нарушением слуха

    sm Инвалиды с нарушением зрения

    sm Инвалиды с нарушением интеллекта

    sm Инвалиды на кресле-коляске

    smИнвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

    Педагоги ДОУ должны уделять большое внимание обогащению, улучшению развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

   ППк МБДОУ «Сказка» пгт. Куйбышево взаимодействует с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района.

Основные задачи нашего дошкольного учреждения по реализации программы «Доступная среда»:

- создание условий для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми и детьми - инвалидами;

- формирования толерантного отношения детей и взрослых к особенным детям;

- развитие у детей-инвалидов адаптивных способностей личности для самореализации в окружающем мире.

Предоставление услуг на объекте (МБДОУ "Сказка" пгт. Куйбышево):

- Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

* Автостоянка для инвалидов – нет.

* Сменные кресла-коляски – нет.

* Адаптированные лифты – нет.

* Пандусы – нет.

* Подъемники – нет.

* Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне – отсутствуют, так как в ДОУ нет данной категории детей.

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

В МБДОУ есть специально оборудованные кабинеты педагога - психолога учителя-логопеда, старшего воспитателя.

Кабинет учителя-логопедаВ ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащён логопедический кабинет: имеется зеркало настенное;  стулья детские; учебно-методические пособия. Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Кабинет старшего воспитателя - это центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО.

Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.

 

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ "Сказка" пгт. Куйбышево оборудовано 11 групповых помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.

В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная беседкой (в случае плохой погоды), песочницей, игровым оборудованием, в соответствии с возрастом.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Помещения и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями.

Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных уголков (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно-ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня,  а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом развивающая предметно-пространственная среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу.

Музыкальный зал предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийным программным комплектом, фортепиано, музыкальным центром, детскими музыкальными инструментами, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Физкультурный зал  предназначен для решения задач физического воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: ммягкими модулями, спортивным оборудованием, степами, фитболами и т.д., 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сециально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в кабинете старшего воспитателя и группах дошкольного учреждения. 

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качетв и способностей. Для этого оборудован  физкультурный зал, в котором  проводится утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы, он  предназначен для решения задач физического воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мягкими модулями, спортивным оборудованием, степами, фитболами, гимнастической стенкой, гимнастической скамейкой, спортивным инвентарём, мячями, обручами, палками, скакалками и др. Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении используются следующие средства:

печатные - книги, пособия и др.;

электронные - мультимедийные обучающие комплекты;

аудиовизуальные - слайды, видеофильмы обучающие и т.д.;

наглядные плоскостные - плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;

демонстрационные - муляжи, макеты, стенды и др.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ "Сказка" пгт. Куйбышево не обеспечны условия для свободного доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия питания

В ДОУ организовано 4-х разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник. Питание для данной категории воспитанников осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. Создание отдельного меню не предусмотрено. 

Cпециальные условия охраны здоровья

в дошкольном учреждении созданы все условия для охраны здоровья воспитанников согласно СанПиН 2.4.1.3049-13. В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

* мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

* осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

* обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

* осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

*осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

В дошкольном учреждении имеется  физкультурный зал с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в основную образовательную программу дошкольного образования.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.

- составляется расписание занятий для каждой группы детей. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В дошкольном учреждении проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др. Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети Интеренет, в том числе для учебно-вспомагательных целей - 7 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интеренет. 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 в дошкольном учреждении  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

- мультимедийные установки: проектор, экран, ноутбук;

Дети инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в дошкольном учреждении оборудованием.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Обеспечение доступа в здание МБДОУ "Сказка" пгт. Куйбышево инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ "Сказка" пгт. Куйбышево  количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.